III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ТОРГОВЛИ


Русские купцы стали ездить в Алтайские горы в последние десятилетия XVIII в. Вначале купцы посещали алтайские стойбища наездами, но исключительная выгодность торговых операций с алтайцами привела их к устройству складов товаров и заимок для пастьбы вымененного скота внутри Алтайских гор. Первая русская купеческая заимка была устроена на р. Семе, где в 1860 г. образовалась русская деревня Шебалино.

Первоначально радиус поездок торговцев был не велик, но вскоре же, благодаря наплыву новых торговцев и по мере выкачивания сырья из ближайших алтайских стойбищ, в сферу влияния русских скупщиков стали втягиваться новые, все более отдаленные районы. Русские купцы стали ездить в долину р. Чуй, где товары их разбирались теленгитами-двоеданцами и монгольскими солдатами с пограничных пикетов. Один из старых русских торговцев рассказывал Радлову, что на р. Чуе они продавали свои товары у Красной Горы (выше впадения в Чую р. Чеган-узуна), где «товары их обыкновенно разменивались в несколько дней, и что они в течение 10 лет далее Красной Горы никогда не ездили».Двоеданцы покупали товары у русских на скот и сурковые шкуры, а затем везли их за границу — в монгольские стойбища. Но посредническая торговля двоеданцев, дававшая им большие доходы, продолжалась недолго, так как русские торговцы около 30-х годов прошлого столетия проникли в Чуйскую степь, где на берегах Чуй, в местности, называемой теперь Кош-Агач, устроили избушки, склады товаров. Впрочем, как сказано, вначале торговля велась на пограничных китайских пикетах.

Между лавками русских купцов в Кош-Агаче и китайской границей у ручья Бураты возникла ярмарка, которую русские купцы называли «Чури». Ярмарка образовалась при следующих обстоятельствах. Жители Джунгарии дер беты ежегодно ездили в сопровождении монгольского войска в верховья р. Катуни с религиозными целями. К этой ежегодной поездке дербетов через пикеты Тархаты и Джидар присоединялись пограничные жители для покупки русских товаров у двоеданцев. Впоследствии, когда русские купцы выстроили лавки в Чуйской степи, пограничные жители Монголии сами стали ездить к ручью Бураты, где они вели оживленный торг с пришедшими дербетами и сопровождавшими их монгольскими солдатами. «Так как торговля здесь начиналась только тогда, когда приходили войска (по-калмыцки — черю), то образовавшаяся в этом пункте ярмарка и получила название Черю кельди (войско пришло, — Л.

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта