Тюркские элементы


Исследование могильников является одним из существенных этанов в реконструкции общественных отношений и духовной культуры древних племен. «Два важнейших фактора — этнические особенности и общественные отношения — воздействуют на формирование идеологических представлений,— пишет В. М. Массой,— В свою очередь через идеологию происходит формирование традиций погребальных ритуалов, от которых в археологической практике сохраняются такие вещественные явления, как способ погребения, могпльпое устройство, погребальный инвентарь, а также остатки тризн и жертвоприношений»1.

Каждая культура имеет свои этнические черты. Это присущие определенной группе племен особенности в архитектуре жилищ, одежде и украшениях, своеобразные черты погребального обряда, специфические орудия производства и вооружение, доминирующий орпамент на глиняных сосудах. Однако одна и та жо древняя этническая общность могла войти в состав нескольких народностей. Анализируя подробно погребальный обряд амурских племен I тыс. п. в., можно убедиться в наличии в пем в подавляющем большинстве тунгусских этнических компонентов, которые присутствовали позднее у современных народов Дальнего Востока. По в этом обряде наблюдаются и остатки других компонентов, отчетливо проявляющихся в культуре соседних с Приамурьем племен — тюркоязычиых.

Какова же доля тюркского компонента в погребальном обряде приамурских племен? В свое время при частичных раскопках Троицкого могильника, давшего обильный археологический материал, мы обратили внимание на сходство амурского погребального инвентаря с инвентарем могильииков Сибири, Алтая, Тувы, Монголии в тюркское время 2. Обширный фактический материал, полученный при дальнейшем исследовании амурских могильнпков, дает возможность вернуться к этому вопросу.

Прежде всего отметим некоторые сходные черты конструкций могильных сооружений.

Все погребения древних амурских племен I тыс. н. э. совершались в грунтовых ямах, но только треть их — в деревянной раме-обкладке высотой 20—30 см, состоящей из четырех досок, поставленных на ребро (рисунок, 4). Плахп соединены друг с другом железными гвоздями, скобами пли угольниками. Такие же рамы-обкладки встречаются в памятниках гуннов Забайкалья 8 и тюрок Алтая 4, Казахстана 5.

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта