3. Торгово-ростовщическая эксплоатация


После 60-х годов торгово-ростовщические операции являлись весьма распространенной формой эксплоатации трудящихся алтайцев. Ими занимались в первую очередь торговцы-профессионалы. Но к ним часто прибегали и чиновники, крестьяне-кулаки, даже священники, не говоря уже о баях-алтайцах и зайсанах. Путешествовавший по Алтаю В. И. Верещагин еще в начале XX в. указывал на целые селения, состоящие сплошь из торговцев. «За исключением телеграфиста, таможенного чиновника и священника, жители Кош-Агача — исключительно торговцы, ведущие прибыльную торговлю с инородцами и Монголией. Какой процент барыша берется чуйскими торговцами... красноречиво говорят дворцы чуйцев в Бийске». Торгово-ростовщическая эксплоатация весьма разоряла рядовых алтайцев. Радлов, посетивший Алтай в начале 70-х годов, сравнивая экономическое положение алтайцев с тем, что он видел в 1860 г., писал, что русские «торговцы высосали Алтай». На сильное снижение экономического уровня хозяйства в это время указывал и исправник Замятин. Несколько позднее на обнищание алтайцев обращал внимание Н. М. Ядринцев.

За счет ограбления алтайцев быстро росли богатства русских торговцев. Типичный пример — головокружительный рост капитала у русского торговца Мокина. В 1860 г. Мокин приехал в алтайские стойбища мелким торговцем, имея 5 лошадей и 10 голов рогатого скота. В 1875 г. он уже имел до 3000 голов скота. В 1887 г. раздавал товары в кредит (исключительно алтайцам) на 25 000 руб. и имел в торговом обороте капитал 150 000 руб. Кроме того, Мокин захватил бесплатно громадную территорию. У него было несколько огороженных зимних пригонов, где стояло от 1000 до 2000 голов скота, летние пастбища для 3000 голов крупного рогатого скота, сенокосы и еще под усадьбой, где он жил, 40 десятин. Мокин ничего не платил за захваченную землю алтайцам и вносил лишь Кабинету арендную плату 6 руб. в год!

Подчинив себе производителя долговыми обязательствами, купец превращал его в своего рабочего. Далее эксплоатация производителя углублялась на основе личной зависимости его от торговца, и торговец обращался с должником, словно с крепостным. Например, «некоторые купцы, пользуясь своим влиянием на состоящих у них в долгах инородцев, посредством усиленного труда последних постепенно расширяли самые необходимые участки верховых тропинок настолько, чтобы по ним могли безопасно пробираться навьюченные лошади и верблюды».

Союзником и покровителем русского торговца на Алтае был священник, миссионер.

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта