Титовский могильник


Исследование памятников эпохи поздней бронзы на юге Западной Сибири имеет уже свою историю. Раскопки их начались сравнительно недавно (немногим более 20 лет прошло с открытия М. П. Грязновым поселения Ирмень-1, фактически положившего начало их изучения), но, пожалуй, пигде в археологии Сибири не высказано столько мнений по поводу одного и того же материала, как в этой области.

В свое время М. П. Грязнов выделил 10 вариантов карасукской культуры на территории от Минусинской котловины до Центрального Казахстана и отметил, что «лесостепные племена, обитавшие по рр. Оби и Томи, составляли особую группу карасукскихплемен... Населенно лесостепных районов реки Оби, как показали'раскопки в Ирмени, отличаются от карасукских племен степных районов по этнографическим признакам (бытовая утварь, форма орудий и украшений, орнаментальное искусство)1». Применительно к памятникам Верхней Оби М. П. Грязнов заменил название «карасукская культура» термином «карасукская эпоха», но по-прежнему писал «о томском, новосибирском, верхнеобском и других вариантах карасукской культуры»2. Вслед за М. П. Грязновым и другие исследователи — Г. А. Максименков 3, А. И. Мартынов 4, Т. Н. Троицкая 5 — стали относить вновь открытые памятники эпохи поздней бронзы на юге Западной Сибири к различным вариантам карасукской культуры, сложившимся на базе предшествующей андроновской. Эта точка зрения представлена в работах обобщающего характера в.

В 1955 г. Н. Л. Членова па том же материале выделила самостоятельную ирменскую культуру, отличную, по ее мнению, от карасукской и андроновской и территориально соответствующую томскому, новосибирскому и верхнеобскому вариантам карасукской культуры по классификации М. П. Грязвова. Эта культура имела «смешанное апдроновскоо и лес-вое происхождение», но «испытала на себе какое-то влияние карасукской культуры, причем скорее всего не прямое, а многостепенное — от одной области к другой 7. В наибольшей степени это влияние сказалось на памятниках игедюрпого Алтая, которые Н. Л. Членова рассматривает

как локальный вариант ирменекой культуры ь. В целом ирменская культура, по Н. Л. Членовой,— это одна из ряда родственных культур в пределах выделяемой ею широкой карасукской общности предскифского времени (или карасукской эпохи)9.

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта