2. Собственность на основные средства производства


В одной из предыдущих глав были выяснены основные средства производства полукочевого скотоводческого хозяйства у южной группы алтайцев и почти первобытного звероловческого хозяйства у северных алтайцев. Теперь необходимо рассмотреть, в чьем владении находились эти основные средства производства в обеих группах населения, каким образом они распределялись среди населения.

Как сказано выше, до присоединения к России алтайцы входили в состав феодальной Джунгарии. В период джунгарского, или ойрат-ского, господства на алтайцев распространялось ойратское законодательство, письменные памятники которого дошли до нас. «Ойратский устав взысканий» ясно говорит о феодальной частной собственности на скот (ст. ст. 66, 67, 92). Нарушение частной собственности каралось штрафом, уплачиваемым натурой — скотом.

О феодальной собственности на стада повествует нам и эпос алтайцев. В алтайских сказках, например, фигурируют, с одной стороны, богачи-скотоводы (ханы, зайсаны), с другой — бедняки, совершенно не имеющие скота или имеющие его очень мало и потому вынужденные поддерживать свое существование собиранием корней и стеблей диких съедобных растений. Герой сказки Когутэй вместе с женой доживает свою долгую жизнь в нищете и частых голодовках. У него нет скота, кроме синего быка, который служит ему вместо коня. Жилище его бедно, покрыто дырявой кошмой. Но вот рядом с Когутэем живет богатый Караты-хан, который проводит жизнь в роскоши. Громадные табуны его лошадей пасутся по склонам гор. Своих дочерей Караты-хан выдает замуж за таких же богачей, как и он сам, и наделяет их богатым приданым. Он часто устраивает пиршества, охоты. Караты-хан волен в жизни и смерти своих подданных. Знатные зятья выполняют его приказания, служат ему и в награду получают большие наделы. В другой сказке герой Юскузек, молодой человек, обладает чернобурой коровой, желтой козой да рыжим старым конем и живет в глубокой нужде, голодным, оборванным. Его же соперник, злой Караты-хан, обладает многочисленными, «как травы», табунами скота, обслуживаемыми рабами, носит шелковую шубу, сафьяновые сапоги и т. п.

Подобными сопоставлениями бедности и богатства, выросших на основе скотоводческого хозяйства с частной собственностью на скот, изобилуют и другие сказки и поэмы алтайцев.

Такую же картину рисуют и русские исторические документы времени перехода алтайцев в подданство России (половина XVIII в.).

Случайные изображения из галереи



Ответы узнала что сын наркоман www.ksvobode.com.

Поиск

Карта сайта