4. Рядовые скотоводы


Вторая общественная группа южных алтайцев, представлявшая собой относительно свободных и самостоятельных скотоводов, была самой многочисленной. Рядовые скотоводы вели мелкое натуральное скотоводческое хозяйство, но оно, вследствие крайне отсталой техники, описанной выше, было весьма неустойчиво. Всякие стихийные бедствия (гололедица, эпизоотии, затянувшаяся весна) разоряли скотоводов. Следует отметить, что свободными эти алтайцы были относительно. Ограничение свободы их выражалось преимущественно в формах внеэкономического принуждения. С одной стороны, они, как и все алтайцы, были прикреплены к определенной территории кабинетской земли, не имея права покинуть эту территорию, составляя как бы ее придаток, и были обязаны платить подати, а с другой стороны, они были приписаны к тому или иному зайсану и были обязаны выполнять для последнего своеобразную барщину.

Эта обязанность была разновидностью отработочной ренты и носила название ярчы. Сущность ярчы состояла в том, что все алтайцы, за исключением богачей, были обязаны поочередно работать в хозяйстве своего зайсана по нескольку месяцев (пасти зайсанский скот, заготовлять топливо, седлать коня и т. д.). Необходимость выполнения этого объяснялась тем, что зайсану нужно помочь, так как он загружен общественными делами. Таким образом работа на зайсана в качестве ярчы (буквально — «дровосека») являлась своеобразной барщинной повинностью, возникшей в условиях отсталого скотоводческого хозяйства, сохранившего родовой быт, и была приспособлена к этим условиям.

Далее, рядовые самостоятельные хозяева были обязаны в отношении своих зайсанов еще некоторыми приношениями. В качестве приношения они доставляли молочную водку, баранов, пушнину.

Во 2-м Чуйском зайсанстве каждый род, входящий в состав данной волости, обязан был ежегодно приносить первого убитого кем-либо из членов рода зверя зайсану Юлукову. По материалам С. А. Токарева, этот зайсан «заставлял, например, приносить ему от каждого сомона (участка, подведомственного демичи) в год по лисице. Ему же каждое хозяйство должно было ежегодно давать определенную часть заготовленного сена (повидимому, это относится к населению, кочевавшему поблизости). Кажется, что такое натуральное обложение устанавливали и другие зайсаны, избавлявшие таким образом себя от необходимости заготовлять сено в своем хозяйстве».

Случайные изображения из галереи



Интернет-магазин Ikea. Икеа шкаф купе. Шведское качество.

Поиск

Карта сайта