Петроглифы Урала


Па территории нашей страны известны большие исторические центры, где веками складывались своеобразные традиции наскального искусства. Каждому из них свойственны свои собственные традиции и свой неповторимый подчас круг образов. С теченпем времени эти образы менялись. Например, самый древний сюжет наскальных рисунков Карелии — многочисленные сцепы охоты на крупных животных типа лосей и оленей— сменяется рисунками водоплавающих птиц, изображение которых становятся доминирующим сюжетом более поздних петроглифов. Среди мотивов писаниц таежной Сибгфи наблюдается та же картина: фигура «хозяина лесов» — сохатого — уходит постепенно на второй план, уступая место антропоморфным изображениям.

Па материале всех ныне известных комплексов наскальных рисунков на территории нашей страны можно выделить определенную группу сюжетов, которые не укладываются в локальные рамки тех или иных художественных центров. Происхождение таких транслокальпых мотивов может быть связано не только с климатическими и природными условиями определенных областей. Их становление происходило иод воздействием внешних влияний. Так возникает проблема миграций как населения, так и традиций художественного творчества, которая иногда очень ярко проявляется в общности культур, территориально отделенных друг от друга на тысячи километров.

Одним из примеров такой общности культур является широкое распространение в памятниках наскального искусства па огромной территории Евразии одного из сюжетов петроглифов — амурской антропоморфной сердцевидной личины. Что же было причиной распространения в различных климатических и территориальных зонах названного сюжета, а главное, откуда взялось выдержанное художниками различных эпох и народов удивительное стилистическое единство художественного образа?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо обратиться к рассмотрению отдельных центров петроглифов Евразии. Хорошо известны два четко обозначенных центра — культурные области наскального искусства, основным мотивом которых являются маски-личины: это 1) Нижний Амур, 2) Ангаро-Саянская область, куда входят петроглифы Тувы и личины Томской ипсаппцы, вилоть до Приуралья. Каждому из этпх районов свойственна своя собственная художественная традиция, развивавшаяся в определенный период истории.

История Приамурского очага культуры уходит корнями в мезолит.

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта