1. Пережитки родового быта


Для племен Алтая весьма характерно было сохранение пережитков родовых форм быта. Эта особенность жизни алтайцев объясняется низким уровнем развития производительных сил. Отсталый, почти первобытный характер мелкого, полукочевого и кочевого скотоводческого хозяйства с застойной техникой способствовал сохранению отсталых форм быта, родовых обычаев и воззрений. То же самое необходимо сказать и в отношении первобытного охотничьего хозяйства; северных алтайцев, также консервировавшего родовой быт. У северных алтайцев пережитки родового строя сохранялись даже в области производственных отношений (родовые охотничьи угодья, родовой принцип в организации охотничьих артелей и уравнительное распределение продукта).Тем более эти пережитки сохранились в области домашнего быта, и не только у северных алтайцев, но и у южных.

Они здесь проявлялись прежде всего в том, что население делилось по родам. Каждый алтаец принадлежал к определенному роду, название которого он знал уже с раннего детства. Лица, принадлежавшие к одному роду, считались между собой родственниками (карындаш, буквально — «единоутробный»), хотя члены одного и того же рода жили разбросанно, иногда далеко друг от друга и не имели между собой никакой связи. При встрече незнакомых людей существовало обыкновение спрашивать родовое имя встречного. Внешние черты родового быта до 1912 г. сохранялись и в административном устройстве. Южные алтайцы были объединены в административные единицы — дючины — не по территориальному признаку, а по родовому. В каждую дючину входило то или иное количество родов. Сохранению такого принципа административного деления у южных алтайцев способствовали отсутствие прочной оседлости, подвижной образ жизни скотоводов, формальное существование общинного землепользования, при котором алтаец мог селиться и вести свое хозяйство в любом районе Горного Алтая на территории «инородческого пользования». При этих условиях территориальное административное деление было непригодным ввиду того частого передвижения скотоводов из района в район, которое было весьма обычным явлением и трудно поддавалось учету при огромной территории Алтая и его слабой населенности. Однако нуждо подчеркнуть, что такая форма административного устройства была весьма выгодна зайсанско-байской верхушке, ибо по существу она являлась формой закрепощения рядовых скотоводов эксплоататорской верхушкой.

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта