3. Кулы и айбычи. Беднота и эксплоатация ее


Классовая структура общества у южных алтайцев сложилась еще до включения их в состав России; характеризовалась она двумя классами: классом трудящихся скотоводов и классом феодалов — зайсанов и баев. Трудящиеся алтайцы делились на две группы.

В первую группу входили закрепощенные кулы и айбачи, не имевшие своего хозяйства, и обедневшие скотоводы, ведущие собственное скудное хозяйство. Вторую группу составляли относительно свободные, ведущие самостоятельное хозяйство скотоводы. Обе группы являлись эксплоатируемым классом алтайцев. Зайсаны и баи составляли эксплоа-таторский класс алтайцев, в основном феодальный.

Рассмотрим прежде всего первую из этих групп. Сведения о ней мне удалось получить во время ряда экспедиционных поездок в Горный Алтай в период 1931 —1939 гг. В существующей научной литературе о кулах и айбычах ничего не известно.

Кул буквально значит раб. Но, как пояснили мне старики, «настоящий» кул — это раб-иноплеменник, взятый в плен при военном набеге. Таких настоящих кулов имели зайсаны и баи до перехода алтайцев в подданство России. В то время зайсаны добывали кулов путем набегов, а баи приобретали их от зайсанов или покупали малолетними у казахов и тувинцев, когда у последних был голод. Были случаи, когда женщину или девушку приобретали за несколько горстей ячменя. В русских официальных документах эти рабы (кулы) назывались холопями. После перехода в русское подданство военные набеги зайсанов постепенно прекратились, хотя отдельные зайсаны продолжали время от времени угонять скот у монголов и тувинцев. Однако кулов еще можно было приобретать, покупая их у казахов, где работорговля велась довольно оживленно у Ямышевского озера. С появлением в 1825 г. царского указа об отмене рабства приток рабов к зайсанам и баям прекратился и через покупку.

Однако потребность в рабочей силе в богатых скотоводческих хозяйствах не уменьшалась. Появилась новая категория кулов. Термин «кул» сохранился, но, по крайней мере со второй половины XIX в., в него стали вкладывать иное содержание. Старый термин «кул», означавший прежде раба-иноплеменника, стали применять к соплеменникам и сородичам. Теперь кулы зайсана или бая происходили чаще из сородичей его или соплеменников. Эти кулы не являлись полной собственностью зайсана или бая, как настоящие рабы. Кула-алтайца уже нельзя было убить или продать; юридически кул мог уйти от зайсана и бая.

Случайные изображения из галереи



Все виды липосакции svsviridov.ru.

Поиск

Карта сайта