К истории заселения Причумышья


Основой заселения Причумышья служили Бердский острог, Белоярская и Кузнецкая крепости. Причумышье можно назвать вратами заселения западных и южных земель Алтая.

В Причумышье складывается своеобразное сочетание различных обычаев, традиций и обрядов, положивших начало так называемой культуре коренных сибиряков. Переселение в Причумышье в первой четверти XIX в. также было разнородным. Больше переселенцев прибыло из северных районов России в «голодные» (неурожайные) 20-е гг. Однако и весь последующий пореформенный период (хотя поселение в Причумышье уже было запрещено правительством) ссыльные и самоходцы продолжали селиться в старых поселениях. Переселенцы этого времени считают себя сибиряками, но у старожилов они получили название «россейские» (переселенцы из северных и среднерусских губерний) и «хохлы» (из южных губерний и с Украины).

В послереформенный период, когда Алтай получил статус земель свободного поселения, и в 90-е гг. XIX в. после открытия Сибирской железной дороги в Причумышье хлынула новая волна ходоков-искателей лучшей жизни. Самовольные переселенцы заполняют причумышские села. Так, по свидетельству О.А. Любимовой, в 80-е гг. на Алтай переселилось крестьян в три раза больше, чем в 70-е гг.: в 1889 г. переселенцы составили 45%, в 1890 г. - 66,4%, а в 1889-99 гг. -80% всех переселившихся на Алтай во второй половине XIX в.

В Бийском округе поселилось 41975 человек (31,3%) из 60 губерний России: Пермь, Вятка, Воронеж, Самара, Курск, Тамбов, Орел, Пенза, Тула, Симбирск, Саратов, Харьков, Полтава, Чернигов и др.

Переселенцы могли причисляться к старым селам с согласия сельской общины. Население становилось таким плотным, что жители стали делить не только пахотные земли, но и сенокосы, урочища, посеки (для заготовки дров). Появились переселенцы без причисления. Это усилило социальное расслоение причумышских деревень.

Иван Матвеевич Мамаев рассказывал. Приехали они в Сибирь «скопом» - более 10

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта