5. Этнографическое изучение алтайцев


Обычно принято относить начало этнографического изучения алтайцев к 20-м и 30-м годам XIX в., когда по Алтаю путешествовали ботаники Ледебур и Бунге (1826) и геолог Гельмерсен (1834). Известно, что в опубликованных дневниках упомянутых ботаников, особенно у Бунге, содержится немало записей этнографического содержания. Здесь мы найдем описание алтайских зайсанов, с которыми встречался каждый из путешественников по пути своего маршрута. Довольно подробно это описывает Бунге, уделяя внимание и внешнему быту зайсанов, их одежде, жилищу, взаимоотношениям с подчиненным им населением. Но Бунге не ограничивается описанием быта только богатых и знатных алтайцев. От его внимания не ускользает и быт рядовых бедняков алтайцев — скотоводов и охотников, их хозяйство, например мотыжное поливное земледелие,"

Научная экспедиция в горах Алтая.

и т. д. Более всего замечаний у Бунге относится к верованиям алтайцев. У него есть заметки о шамане, о шаманском бубне, о камлании и жертвоприношении, об идолах и т. п. Тем не менее, случайные маршрутные наблюдения Ледебура и даже Бунге при всем их обилии и ценности не могут считаться этнографическим описанием алтайцев. В этом отношении больше оснований считать этнографической работу Гельмерсена «Телецкое озеро и телеуты», появившуюся в русском переводе в 1840 г.Правда, при этом нужно учитывать, что под телеутами Гельмерсен описал, собственно говоря, кумандинцев и что эта его работа также не является первой этнографической работой об алтайцах. К этому времени уже вышли из печати две работы нашего просвещенного соотечественника, неутомимого ученого и путешественника Григория Спасского.Первая из этих статей является настоящей и действительно первой этнографической работой по алтайцам. В ней Григорий Спасский описывает быт телеутов, или теленгутов, довольно широко основываясь как на собственных наблюдениях, так и на известных ему опубликованных материалах (Миллер, Георги). Он пишет о происхождении телеутов, их наружном виде и нравах, о жилище, одежде и пище, о промыслах, о занятиях женщин, причем описание этих сторон жизни дает под отдельными рубриками. Далее он рассматривает образованность телеутов, времяисчисление, веру телеутов, общественное жертвоприношение, частное жертвоприношение, сватовство, калым, похищение жен, свадебные обряды, развод. Г. Спасский стремится не только к четкости и последовательности в своем изложении, но и к его точности.



Поиск

Карта сайта