Алтайский эпос


МАДАЙ-КАРА

  • ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
  • ПЕСНЬ ВТОРАЯ
  • ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
  • ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
  • ОЧЫ-БАЛА

  • ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
  • ПЕСНЬ ВТОРАЯ
  • ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
  • ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
  • ПРИМЕЧАНИЯ

    Алтайский эпос, созвучный первозданному и прекрасному миру природы этого горного края, по своему человеколюбию, широте мысли и охвату времени и пространства не уступает самым выдающимся образцам мирового фольклора. Сквозь века пронес народ в своем сердце песенные сказания об алтайских богатырях, поднимающихся в трудный час на защиту родной земли и всегда готовых прийти на помощь слабым и угнетенным.

    Алтайский героический эпос изучали крупнейшие ученые-тюркологи, историки, фольклористы — В. В. Радлов, Н. А. Аристов, С. В. Киселев, Г. Н. Потанин, В. И. Вербицкий, Н. К. Дмитриев, Н. А. Баскаков, Л. П. Потапов, Л. Н. Гумилев, В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, С. С. Суразаков и другие. Ученые полагают, что корни алтайского эпоса уходят в глубину древности, во времена патриархального строя; позднее эпос отразил воззрения периода «военной демократии» и раннефеодальных отношений, а на последних этапах в сказаниях зазвучали социальные мотивы классового расслоения общества.
    Н. А. Баскаков находит некоторые параллели между алтайскими эпическими сказаниями и орхоно-енисейскими эпитафиями уьуш веков, где описываются подвиги древнетюркских героев. В частности, Н. А. Баскаков указывает на надгробный памятник в честь полководца Кюль-Тегина, умершего в 732 году. Профессор Л. Н. Гумилев в монографии • «Древние тюрки» также обращает внимание на алтайский эпос и отмечает, что уже во времена Тюркского каганата были известны, может быть, отдельные эпические произведения, ибо даже в назидательно-публицистических надписях в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука чувствуется влияние пышного эпического стиля.
    С. С. Суразаков на основе сопоставления стиля орхонских памятников и алтайского героического эпоса пришел к выводу, что ко времени создания этих памятников уже существовал богатый эпос со сложившимся стилем, который безусловно оказал влияние на орхонские надписи. Это же подтверждает своими высказываниями крупный специалист древнетюркской литературы И. В.

    Случайные изображения из галереи



    Поиск

    Карта сайта