5. Алтайцы в составе империи Чингис-хана


Чингис-хан на основе временного объединения многочисленных орд и племен кочевников создал большую империю, представлявшую временное и непрочное военно-административное объединение, не имевшее своей экономической базы, включавшую в себя многочисленные племена и народности, которые жили собственной экономической жизнью и говорили на своих языках. Он разбил в 1204 г. найманов и завоевал всю Монголию и земли на запад до Иртыша. Найманы бежали за Алтай. В монгольской хронике 1240 г. «Сокровенное сказание» рассказывается, что Чингис-хан был наречен ханом в 1206 г. в местности у истоков р. Онона, где собрался курултай предводителей и глав всех племен, которых ему к этому времени удалось объединить. Здесь Чингис-хан завершил устройство Монгольского государства. Он назначил 95 нойонов-тысячников, преимущественно из монголов, между которыми распределил покоренные и объединенные племена.

Алтайские племена толесы и теленгуты оказались в тьме нойона-темника Хорчи из племени Бааринов. Чингис-хан наградил этим назначением своего старого сподвижника, предсказавшего ему еще в дни юности ханский престол. Хорчи был назначен управлять, совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом, тремя тысячами бааринцев и пополнявших их до тьмы адаркинцев, чиносцев, толесов и теленгутов. В этой тьме оказались преимущественно «лесные народы» — западные монголы, занимавшиеся звероловством, и тюрки-кочевники. Было указано, что лесные народы без разрешения Хорчи не имели права передвижения. Стало быть, в это время кочевание алтайских племен уже полностью зависело от назначенного над ними нойона-темника, за которым они были закреплены. Однако, видимо, в этот год еще не все лесные монгольские и кочевые алтайские племена были подчинены монголам, ибо покорение их было завершено только в следующем году

В 1207 г. старший сын Чингис-хана, Джучи, или Чжочи, по приказу отца приводит к покорности лесные народы: ойратов, бурятов, телесов и др., а также енисейских кыргызов. Правитель последних явился к Джучи с дарами: белым соколом, белым мерином и белыми соболями. Все эти народы были пожалованы Чингисом в подданство Джучи.

«Так как, не считая войны и завоевания, государственная мудрость Чингис-хана, — пишет К. Маркс, — была китайского происхождения, то во внутреннем устройстве монгольского государства все больше и больше одерживает верх китайское начало, т. е. тип культуры, которая здесь возникает, китайский».

Случайные изображения из галереи



Поиск

Карта сайта